Неточные совпадения
Японцы осматривали до сих пор каждое судно, записывали каждую вещь, не в видах торгового соперничества, а чтоб не прокралась к ним
христианская книга, крест — все, что относится до
религии; замечали число людей, чтоб не пробрался в Японию священник проповедовать
религию, которой они так боятся.
Он и был твердо уверен в своей правоте, как не может не быть уверен в правоте здравого смысла всякий образованный человек нашего времени, который знает немного историю, знает происхождение
религии вообще и о происхождении и распадении церковно-христианской
религии.
Древс считает возможным даже говорить о создании германской
религии,
религии германизма, чисто арийской, но не
христианской и антихристианской.
Только новое сознание в христианстве, только понимание его как
религии не только личного, но и социального и космического преображения, т. е. усиление в
христианском сознании мессианства и пророчества, может привести к разрешению мучительной проблемы отношений человека и общества.
Иногда мне казалось, что я исповедую другую
религию, чем та, которую называют
христианской в общем мнении.
Но перед лицом западных
христианских течений эпохи я все же чувствовал себя очень «левым», «модернистом», ставящим перед
христианским сознанием новые проблемы, исповедующим христианство как
религию свободы и творчества, а не авторитета и традиции.
О. Конт был не только верующий по своей психологической природе, но и настоящий мистик: он верил в человечество, которое сближалось для него с вечной женственностью
христианской мистики, и кончил построением позитивной
религии человечества с культом, напоминающим католичество.
Появление
религии прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед
христианским сознанием вопрос о религиозном смысле истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
Все
христианское учение было уже подготовлено греческой и восточной мудростью, даже таинства
христианские имеют свой прообраз в таинствах древних
религий.
Искушения
христианской истории отразились на историческом христианстве, которое оказалось компромиссом подлинной
религии Христа с царством князя этого мира.
Позитивная теория прогресса и есть
религия грядущего земного бога, и все ее чаяния предсказаны пророческими
христианскими книгами.
И если свойства эти не противны свободе и не должны вести к принуждению и насилию, то потому только, что свобода входит в содержание
христианской веры, что
религия Христа исключительна в своем утверждении свободы и нетерпима в своем отрицании рабства, насилия и принуждения.
Папоцезаризм и цезарепапизм были двумя формами «
христианского государства», двумя ложными попытками власти этого мира выдать себя за
христианскую, в то время как никогда не было сказано и предсказано, что
религия Христа будет властвовать над миром, будет преследовать и насиловать (а не сама преследоваться и насиловаться).
«Иные вещают, — говорит он, — полезно для государства, чтобы сенат истребить велел писания, в доказательство
христианского исповедания служащие, которые важность опровергают древния
религии.
Протоиерей говорил о разных языческих
религиях и показывал преимущество над ними
христианской веры.
Точно так же и теперь
христианское учение представляется людям общественного или языческого миросозерцания в виде сверхъестественной
религии, тогда как в действительности в нем нет ничего ни таинственного, ни мистического, ни сверхъестественного; а оно есть только учение о жизни, соответствующее той степени материального развития, тому возрасту, в котором находится человечество и которое поэтому неизбежно должно быть принято им.
Для того, чтобы ясно было, как невозможно при таком взгляде понять
христианское учение, необходимо составить себе понятие о том месте, которое в действительности занимали и занимают
религии вообще и, в частности,
христианская в жизни человечества, и о том значении, которое приписывается им наукой.
Обсуждением самых серьезных вопросов, требовавших глубины
христианского настроения и преданности делу, занимались люди самого легкого светского воспитания, и оттого неудивительно, что в результате из школы поклонников Фернейского пустынника распространялся материализм, щеголявший одними фразами, а наши франкмасоны во всем своем учении не видали ничего, кроме обрядов, из которых устраивали свою «высшую
религию», на что, как известно, настоящее масонство вовсе не претендовало.
Усталое солнце томно погружало лицо свое в средиземные волны, раскаляя длинную полосу на море, которое готово было вспыхнуть, Несколько забытых, опоздалых лучей солнца играли на крестах храмов
христианских; Александрия была тогда поклонница Христова, придавая чистой
религии его свои неоплатонические оттенки и свою мистическую теургию Прокла и Аполлония.
Религия какая бы то ни было, а
христианская и православие в особенности, совершенно отменялась.
Он особенно поставлял на вид, как были истощены все возможные меры кротости, как надлежащие власти
христианским словом и вразумлением стремились вселить благоразумие в непокорных, — но ни голос совести, ни авторитет власти, ни кроткое слово св.
религии не возымели силы над зачерствелыми сердцами анархистов-мятежников, из коих весьма многие были вооружены в толпе топорами, кольями и вилами.
Правда, риторическое и расплывчатое изложение Шлейермахера, особенно при дальнейшем развитии его мысли, допускает различные истолкования, приближающие его учение то к спинозизму (Франк) [Имеется в виду предисловие С. Л. Франка к переведенным им «Речам о
религии к образованным людям, ее презирающим» Ф. Шлейермахера (М., 1911).], то к
христианской ортодоксии, от которой лично он вообще не отступал и особенно приблизился к ней в позднейших своих сочинениях.
Отсюда такое первостепенное значение иконографии для развития религиозной жизни и самосознания, одинаково как для
христианской, так и для внехристианских
религий.
Федоровская
религия есть как бы
христианский вариант египетского мировоззрения.
Поэтому и
христианский аскетизм не различается от буддийского, а
религия спасения тела обвиняется в принципиальной вражде к телесности.
При свете
христианской веры могут получать справедливую оценку те истины, которые наличествуют в догматических учениях нехристианских
религий, и те черты подлинного благочестия, которые присущи их культу. Но и для такого признания совсем не нужно стремиться во что бы то ни стало устроить какой-то религиозный волапюк или установить междурелигиозное эсперанто.
Античность в
христианскую эру вообще может быть внутренно понята не вопреки христианству, но лишь через него и из него, между тем как представители Возрождения искали с ее помощью освободиться от христианства, да и от всякой
религии.
Громовый факт молитвы — как в
христианской, так и во всех
религиях — должен же быть, наконец, понят и оценен и в философском своем значении.
«Ревностное и доставляющее наслаждение занятие
христианским искусством не только не говорит о положительном отношении к религиозному его содержанию, напротив, свидетельствует о таком отчуждении и отдалении от его живого религиозного содержания, что уже исчезла склонность к оппозиции против связанного с ним искусства и уступила место объективному историко-эстетическому отношению» (41). «Поэтому эстетическое религиозное чувство не есть подлинное и серьезное религиозное чувство» (39), хотя, конечно, этим не отрицается вспомогательная роль искусства для
религии.
Когда же распространившееся христианство силою вещей сделалось и общеимперской
религией, перед теократическим сознанием его встал новый вопрос: какова же природа власти
христианского императора и поглощено ли в ней начало звериное божественным, иначе говоря, есть ли она теократия?
Проблематика коммунизма способствует пробуждению
христианской совести и должна привести к раскрытию творческого социального христианства не в смысле понимания христианства как социальной
религии, а в смысле раскрытия
христианской правды в отношении к социальной жизни.
Коммунизм, не как социальная система, а как
религия, фанатически враждебен всякой
религии и более всего
христианской.
Толстой разгромил
христианские святыни и ценности и пытался изобрести собственную
религию.
И поразительны эти попытки современного сознания превратить
религию Христа,
религию мировой мистерии искупления, в
христианскую мораль.
Не раз уже было говорено здесь, что
христианская любовь совсем не была еще раскрыта человечеством в
религии искупления.
Виталина. Конечно, уж не такая!.. Ты должна бы давно забыть свое рождение… Когда отец позволил тебе принять
христианскую веру, он отступился от тебя, он обязался не признавать тебя своей дочерью. Все родственные связи твои были тогда ж разрушены; воспитание, общество,
религия положили еще большую преграду между им и тобою.
По старому
христианскому сознанию, целиком пребывающему в
религии искупления, святость есть единственный путь к тайнам бытия.
По моему мнению, для мыслящего человека возможна только одна
религия, а именно
христианская.
На допросе в палате Егор Иванов повторил, что ему 70 лет, властей духовных и гражданских не признает, а принимает их за отступников от правил
религии христианской.
Братство возможно лишь во Христе, лишь для
христианского человечества, это — откровение
религии любви.
Так что люди
христианского мира, всё больше и больше освобождаясь от веры в извращенное
христианское учение, дошли, наконец, до того положения, в котором они находятся в настоящее время, что большинство их не имеет никакого объяснения смысла своей жизни, то есть никакой
религии, веры и никакого общего руководства поведения.
Только в нашем
христианском мире, на место учения о жизни и объяснения, почему жизнь должна быть такая, а не иная, т. е. на место
религии подставилось одно объяснение того, почему жизнь должна быть такою, какою она была когда-то прежде, и
религией стало называться то, что никому ни на что не нужно: а сама жизнь стала независима от всякого учения, т. е. осталась без всякого определения.
Так что в наше время в нашем
христианском мире одни люди, огромное большинство людей, живут, внешним образом исполняя еще церковные обряды по привычке, для приличия, удобства, из страха перед властями или даже корыстных целей, но не верят и не могут верить в учение этой церкви, уже ясно видя ее внутреннее противоречие; другая же, всё увеличивающаяся часть населения уже не только не признает существующей
религии, но признает, под влиянием того учения, которое называется «наукой», всякую
религию остатком суеверия и не руководится в жизни ничем иным, кроме своих личных побуждений.
Все
религии, кроме церковно-христианской, требуют от исповедующих их, кроме обрядов, исполнения еще известных хороших поступков и воздержания от дурных.